NEUROPLAY

Назначение Применение Нейроигры (БОС) Модельный ряд Программы и загрузки Разработчикам Партнёры
Каталог Доставка Обратная связь Тех. поддержка

In English +7 495 742-50-86

Нейробиоуправление

Нейробиоуправление — это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной обратной связи. Основная концепция БОС сводится к тому, что информация о собственном функциональном состоянии, получаемая через датчики в режиме реального времени, позволяет оператору (испытуемому, пациенту) легко обучиться совершенствованию нормальной и коррекции нарушенной физиологической функции с участием произвольных и непроизвольных механизмов саморегуляции.

1. Биоуправление

Биоуправление — уникальная психофизиологическая технология, которую можно рассматривать как эффективный способ решения таких комплексных задач, как формирование состояния оптимального функционировании (ОФ).

  1. Компьютерные системы биоуправления позволяют определять физиологические маркеры эмоционального напряжения, оценить актуальное психофизиологическое состояние по ряду физиологических параметров: ритмов ЭЭГ, электромиограммы (напряжения мышц), кожной температуры, кардиоритмограммы (ЧСС), частоты дыхания, кожно-гальванической реакции.

  2. С помощью биоуправления можно обучиться управлять различными физиологическими функциями: оптимизировать частоту дыхания на основе соотношения длительности вдоха/выдоха; снижать мышечное напряжение; нормализовать сердечный ритм, периферическую температуру, кожно-гальваническую реакцию; а также развивать навыки быстрого восстановления после эмоциональных и физических нагрузок.

  3. Тренинг оптимального функционирования, сочетающий использование базовых технологий биоуправления и нейробиоуправления, обучает способам активации (готовности к действию), сохранению высокого уровня работоспособности в течение длительного периода времени, навыкам достижения спокойствия и сосредоточенности. Для этого используется компьютерное моделирование игрового сюжета, который управляется физиологическими функциями тренируемого. Добиться выигрыша в такой игре возможно лишь применяя эффективные стратегии поведения, контроля и саморегуляции психо-вегетативного статуса.

Известно, что для оценки степени готовности к оптимальному функционированию в сложной ситуации применяется большое количество психофизиологических тестов, среди которых в последнее время большую роль начинают играть процедуры, моделирующие профессионально значимые ситуации. К ним относятся психофизиологические модели соревнования и поведения в ситуации неопределенности, а также выполнение сложных моторных и когнитивных заданий в условиях ограниченного времени. Результатом выполнения таких тестов является регистрируемая компьютерным комплексом информация о физиологических реакциях организма на стрессовые воздействия и качество последующего восстановления по показателям сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем, биоритмам мозга. Эти данные вместе с результатами психологического тестирования используются для формирования индивидуального протокола тренинга оптимального функционирования.

2. Области применения биоуправления

2.1. Клиническая практика биоуправления

Наиболее широкое применение биоуправление нашло в клинике пограничных, психосоматических расстройств и большой группы органических заболеваний нервной системы. БОС-тренинг — уникальный метод, способствующий развитию процессов висцеральной перцепции, тонкой дифференцировки внутренних ощущений, эмоций. Осознание сигналов организма — важный предиктор успешности освоения метода биоуправления. Метод биоуправления может быть, как самостоятельной психотерапевтической методикой, так и эффективным инструментом, помогающим врачу достичь более выраженного и стойкого терапевтического эффекта, в психотерапевтическом контексте.

2.2. Нейробиоуправление в спорте

Лидирующее место в спортивной практике среди методов, основанных на биологической обратной связи, заняло нейробиоуправление. Изучению возможности использования нейробиоуправления в подготовке спортсменов посвящено значительное количество работ [1-8]. Однако, в настоящее время недостаточно изучено последействие курса нейробиоуправления, что у отдельных тренеров вызывает сомнения в его безопасности и эффективности и приводит к ограниченному использованию данной технологии в спорте. В связи с этим, целью работы явилось изучение динамики психофизиологического состояния у спортсменов 18-23 лет, прошедших курс нейробиоуправления, направленный на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, в течение года.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: динамические перестройки биоэлектрической активности головного мозга у спортсменов, прошедших курс нейробиоуправления, зависят от исходной мощности альфа-ритма головного мозга.

Альфа-стимулирующий тренинг положительно влияет на психофункциональное состояние спортсменов. В зависимости от исходной мощности альфа-ритма головного мозга и успешности прохождения курса нейробиоуправления у спортсменов наблюдаются срочные и отставленные эффекты тренинга. Угасание достигнутых эффектов тренинга происходит постепенно и гетерохронно. Негативных влияний курса нейробиоуправления не выявлено.

2.3. Биоуправление в оптимизации музыкальной деятельности

Произвольный контроль снижения интегральной мощности ЭМГ и, наоборот, увеличения мощности альфа и SMR — диапазонов ЭЭГ. Удавалось определить оптимальность функционирования музыканта исполнителя: повышением интонациональности музыкальной перцепции, способностью самоконтроля слухомоторной координации, рациональной организации игрового движения, которые выражались в преобладании альфа ритма и SMR ритмов ЭЭГ, снижением интегральной мощности мышц, не участвующих непосредственно в игровом движении.

Психомоторная дисфункция исполнительской деятельности, связанной с нарушением оптимального функционирования, поддаётся коррекции с помощью технологи биоуправления.

2.4. Коррекция напряжения адаптации у студентов медицинского колледжа

Курсовое проведение тренинга с биологической обратной связью способствует увеличению интегрального индекса здоровья, снижению личностной тревожности и реактивной тревоги, улучшает успеваемость. Эффективность БОС тренинга была наиболее высокой в группе студентов с низкой величиной интегрального индекса здоровья.

После процедуры БОС-тренинга студенты отмечали ощущения в виде приятной усталости, сонливости, уменьшение состояния тревоги. Отрицательным моментом в БОС-тренинге является некоторая монотонность, которую отмечают студенты, прошедшие полный курс коррекции.

2.5. Игровое биоуправление — помощь в адаптации к школьному стрессу

Сюжет игр управляется частотой сердечных сокращений с помощью специального датчика измерения ЧСС, регистрирующего сигнал и передающего его в компьютер. Виртуальное соревнование, в котором скорость играющего обратно пропорциональна частоте сердечных сокращений, является психофизиологической моделью стрессовой ситуации, выполненной в виде игры.

Все школьники, прошедшие курс игрового компьютерного биоуправления, продемонстрировали способности к эффективному освоению способов саморегуляции и контролю эмоционального состояния в ситуации, имитирующей стресс.

3. Заключение

Психофизиологическое и общетерапевтическое направление, каким является биоуправление, находится на подъеме. Перспективы его развития обеспечиваются особенностями многопараметрического мониторинга, лежащего в основе биоуправления, наличием гибких математических моделей и развивающихся алгоритмов оценки данных. В последние годы технология приобрела чрезвычайное разнообразие, намечаются новые «точки роста» (БОС при гипервентиляционном синдроме по концентрации углекислоты в выдыхаемом воздухе, игровые варианты БОС-тренинга).

Получают неожиданное развитие, казалось бы, давно забытые модификации биоуправления (ЭЭГ БОС-тренинг в сочетании с многоканальным картированием). Есть веские основания полагать, что практическое здравоохранение и медицинская наука приобрели новый эффективный немедикаментозный метод лечения и профилактики. В результате такого подхода повышается возможность развития потенциала человека за счёт проработки и коррекции стрессовых состояний и активизация его ресурсного состояния в условиях высокой информационной плотности.

4. Ссылки на статьи

  1. ЭЭГ биоуправление улучшает сфокусированное внимание при синдроме дефицита внимания и гиперреактивности
    Sokhadze E.M., Hillard B., Eng M., El-Baz A.S., Tasman A., Sears L.

  2. Идентичность при наркотической зависимости и ее динамика в курсе альфа-стимулирующего биоуправления
    Шубина О.С., Мельников М.Е., Загоруйко Е.Н., Скок А.Б.

  3. Электроэнцефалографическое нейробиоуправление (альфа-тренинг) в учебном процессе у студентов
    Таламова И.Г., Черапкина Л.П., Степочкина С.П.

  4. Нейробиоуправление в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности школьников
    Джафарова О.А., Даниленко Е.Н.

  5. Нейродинамика и прогнозируемость курса альфастимулируещего биоуправления у спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой
    Черапкина Л.П., Тристан В.Г., Стёпочкина С.П.

  6. Оценка эффективности методики коррекции психоэмоционального состояния студентов медицинского института
    Горелик С.Г., Ковалева О.Л., Гаврилова А.А., Милютина Е.В., Филиниченко Т.С.

  7. Биоуправление в музыкальном творчестве
    Базанова О.М., Штарк М.Б.

  8. Альфа-активность ЭЭГ при нейротерапии синдрома дефицита внимания средствами игрового нейроуправления
    Столлер И.А., Сухоленцева М.В., Ткаченко Н.Н., Верёвкин Е., Штарк М.Б, Ярош С.В.